Система управления ИТ-инфраструктурой комплексной информационной системы (КИС)

r
Концерн Росэнергоатом

ОАО «Концерн Росэнергоатом» является одним из крупнейших предприятий электроэнергетической отрасли России и единственной в России компанией, выполняющей функции эксплуатирующей организации (оператора) атомных станций. Основным видом деятельности ОАО «Концерн Росэнергоатом» является производство электрической и тепловой энергии атомными станциями и выполнение функций эксплуатирующей организации ядерных установок (атомных станций), радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Предпосылки проекта

В начале 2007 года руководством концерна «Росэнергоатом» было принято решение унифицировать и объединить существовавшие до этого разнородные информационные системы подразделений концерна и внедрить единую корпоративную информационную систему (КИС). В связи с этим возник вопрос по поводу модернизации и внедрении новых систем управления ИТ-инфраструктурой подразделений концерна.

С учетом многообразия программных и аппаратных платформ, наследованных в КИС, и необходимости гибкой настройки под существенно различающиеся инфраструктуры на атомных станциях, было принято решение о внедрении системы управления ИТ-инфраструктурой на базе линейки продуктов IBM Tivoli.

Проект по внедрению КИС был разделен на несколько этапов. В рамки первой и второй очереди внедрения КИС были включены подразделения Центрального аппарата (3 площадки), Балаковская АЭС, Волгодонская АЭС и Нововоронежская АЭС.

Описание ИТ-инфраструктуры заказчика

Основные особенности ИТ-инфраструктуры (ИТИ) концерна:

  • наличие территориально удаленных подразделений; 
  • разные пути развития ИТИ в каждом из подразделений;
  • большое число корпоративных приложений, исторически существующих на станциях и входящих в КИС;
  • многообразие аппаратных платформ;
  • различные требования к функциональности системы управления ИТИ для разных площадок.

Задачи проекта

Основными задачами внедрения систем управления ИТИ концерна стали:

  • обеспечение надежной централизованной защиты данных;
  • предоставление информации для принятия решений об изменениях в ИТИ и решений по оперативному управлению;
  • автоматизация труда обслуживающего персонала; унификация разнородных решений, существовавших в подразделениях на момент внедрения;
  • выработка регламентов по работе с компонентами ИТИ.

Описание решения

Для управления ИТИ подразделений концерна были внедрены подсистемы:

  • управления резервным копированием, архивированием и восстановлением; 
  • мониторинга компонентов ИТИ:
    • сетевого мониторинга и событийной обработки; 
    • мониторинга операционных систем (ОС) и приложений;
  • инвентаризации, распространения ПО и обновления ОС;
  • управления учетными записями.

Управление резервным копированием, архивированием и восстановлением

Для реализации требований, выдвинутых заказчиком в части резервного копирования, был разработан и реализован ряд технических решений с использованием продуктов линейки IBM Tivoli Storage Manager, в том числе:

  • «горячее» резервное копирование данных подсистем SAP, почтовых серверов MS Exchange, СУБД MS SQL, Oracle и DB2, контроллеров MS AD;
  • резервное копирование и восстановление операционных систем AIX и Windows «с нуля»; 
  • обеспечение отказоустойчивости в случае потери данных на одной из площадок (находится в стадии реализации).

Модули, задействованные для реализации решений:

  • IBM Tivoli Storage Manager Extended Edition,
  • IBM Tivoli Storage Manager Backup-Archive Client, 
  • IBM Tivoli Storage Manager for Databases,
  • IBM Tivoli Storage Manager for ERP,
  • IBM Tivoli Storage Manager for System Backup and Recovery,
  • IBM Tivoli Storage Manager Fastback,
  • IBM Tivoli Storage Manager Fastback for Bare Machine Recovery,
  • IBM Tivoli Storage Manager for Mail.

Для того чтобы сотрудники обслуживающей организации самостоятельно могли выполнять восстановление, были разработаны и протестированы пошаговые инструкции по восстановлению данных каждой прикладной системы после различных типов сбоев.

Подсистема мониторинга ОС и приложений

Для сбора и обработки основных параметров функционирования критичных компонентов ИТИ была внедрена подсистема мониторинга, учитывающая разнообразие имеющихся аппаратных платформ и приложений (часть решений находится в стадии реализации).

Был разработан ряд решений, в том числе, решения по мониторингу ряда уникальных нестандартных устройств: криптошлюзы, сетевые экраны, источники бесперебойного питания, датчики температурного контроля и т. д. (ряд решений находится на стадии внедрения).

Использование подсистемы мониторинга позволило достичь следующих результатов:

  • снизилось время простоя компонентов ИТ-инфраструктуры за счет оперативного оповещения о возникающих неисправностях в функционировании ИТИ концерна «Росэнергоатом»; 
  • снизился риск «человеческого фактора» за счет автоматизации рутинных операций администраторов; 
  • повысилась отказоустойчивость компонентов ИТИ концерна за счет автоматизации действий по активизации резервных компонентов ИТИ;
  • организовано получение данных, необходимых для оценки объема расходов на модернизацию
    ИТ-инфраструктуры;
  • автоматизировано предоставление отчетности о качестве работы компонентов ИТИ концерна «Росэнергоатом».

Основой для реализации подсистемы мониторинга ОС и приложений выступил модуль IBM Tivoli Monitoring. Появление компонента Agent Builder в версии 6.2, обеспечивающего автоматизацию подготовки решений по мониторингу нестандартных компонентов ИТ-инфраструктуры, позволило специалистам обслуживающих организаций самостоятельно модернизировать существующие решения при изменении требований.

Подсистема сетевого мониторинга и событийной обработки

Одними из основных критических компонентов ИТИ концерна «Росэнергоатом» являются сетевые устройства, в том числе и расположенные на удаленных площадках, которые обеспечивают связь между остальными компонентами ИТИ. В ходе проекта были реализованы следующие требования Заказчика к мониторингу качества функционирования сетевой инфраструктуры:

  • визуализация функционирования компонентов сетевой инфраструктуры и каналов связи за счет автоматического построения карты топологии; 
  • снижение времени обнаружения и локализации проблем функционирования сетевой инфраструктуры;
  • автоматизация процесса сбора и анализа данных о статусе и параметрах функционирования компонентов ИТ-инфраструктуры.

Основой для реализации подсистемы сетевого мониторинга выступил модуль IBM Tivoli NetView, позволяющий в режиме реального времени отслеживать доступность объектов сетевой инфраструктуры и каналов связи. В качестве модуля событийной обработки использовался продукт IBM Tivoli Enterprise Console.

Подсистема  управления учетными записями

В рамках внедрения подсистемы управления учетными записями помимо стандартной функциональности продукта IBM Tivoli Identity Manager было настроено несколько специфичных решений, например, синхронизация каталогов пользователей нормативно-справочной информации и Active Directory.

Подсистема инвентаризации, распространения ПО и обновления ОС

Для поддержания в актуальном состоянии информации о конфигурации пользовательских рабочих мест и минимизации времени распространения программного обеспечения была внедрена подсистема на базе продукта IBM Tivoli Provisioning Manager.