Разработка системы управления основными данными (СУОД)

r
Топливная компания ТВЭЛ (ОАО «Коммерческий центр»)

Топливная компания «ТВЭЛ» создана в целях достижения оптимальной структуры управления предприятиями ядерно-топливного цикла российской атомной отрасли, повышения эффективности их работы и конкурентоспособности на глобальном рынке. Входит в состав Топливного дивизиона Госкорпорации «Росатом» и включает предприятия по фабрикации ядерного топлива, конверсии и обогащению урана, производству газовых центрифуг, а также научно-исследовательские и конструкторские организации.

Предпосылки проекта

На момента реализации проекта ОАО «Коммерческий центр» (сейчас – АО «Промышленные инновации») являлся уполномоченным органом в сфере закупок предприятий входящих в Топливную компанию «ТВЭЛ» (в то время – Корпорация «ТВЭЛ»), российского производителя ядерного топлива, одного из крупнейших холдингов атомной отрасли России. Компания осуществляет централизованное обеспечение материально-техническими ресурсами (МТР) Топливной компании «ТВЭЛ».

Процесс материально-технического обеспечения включает в себя сбор заявок с предприятий, закупку заявленных МТР и их распределение на предприятия. Исторически на каждом предприятии существовал и поддерживался свой собственный справочник МТР, на основе которого специалисты предприятия формировали заявки – файлы в формате Excel. Затем эти заявки направлялись в Коммерческий центр, где заявленные МТР группировались по номенклатурам. Каждая группа МТР передавалась менеджеру – специалисту по закупке МТР этой номенклатуры для организации процесса закупки.

Так как предприятия использовали независимые справочники МТР, задача группировки МТР по номенклатурам вызывала существенные затруднения. Один и тот же МТР на разных предприятиях именовался и идентифицировался по-разному. В результате он мог приобретаться одновременно у разных поставщиков, и компания теряла возможность получения дополнительных закупочных скидок.

Помимо этого, сама задача выявления идентичных МТР в заявках была трудоемкой и длительной. Специалисты Коммерческого центра и предприятий-заказчиков тратили значительное время, совместно сопоставляя наименования из разных справочников и пытаясь свести их к конкретной позиции.

Еще одной проблемой являлось получение консолидированной отчетности для руководства ТВЭЛ по закупкам всех предприятий холдинга. Из-за различий в наименованиях позиций в справочниках предприятий получить качественную и достоверную информацию было невозможно.
 
Проанализировав сложившуюся ситуацию, в 2007 году руководство ТВЭЛ приняло решение о начале проекта по разработке Системы управления основными данными (СУОД) в рамках всего холдинга, т. е. централизованной системы управления нормативно-справочной информацией (НСИ).
Компания Коммерческий центр, являясь единым центром оперативного взаимодействия со всеми предприятиями ТВЭЛ в части информационного обмена по закупаемым МТР, стала основной площадкой для развертывания данного проекта.

Соответственно, первым реализованным справочником должен был стать справочник МТР.

Наша компания выступила генеральным подрядчиком проекта СУОД, а для контроля качества и методологических консультаций были привлечены специалисты IBM.

Внедрение СУОД происходило параллельно с внедрением единой Информационной Системы Предприятия (ИСП) на базе решений SAP Business Suite, обеспечивающей основную деятельность Коммерческого центра по материально-техническому снабжению. Создание СУОД являлось необходимым условием для внедрения ИСП.

Задачи проекта

Основными задачами проекта по внедрению СУОД в Топливной компании «ТВЭЛ» являлись:

  • обеспечение единства наименований, классификации и кодирования закупаемых материально-технических ресурсов;
  • обеспечение единой методологии ведения централизованных  справочников;
  • повышение качества описания НСИ по МТР (полноты, корректности, актуальности);
  • внедрение единого регламента ведения и использования данных СУОД;
  • интеграция единых нормативно-справочных данных с информационными системами, используемыми в корпоративном центре и на предприятиях.
2.jpg

Описание решения

Для реализации решения была выбрана платформа IBM WebSphere ProductCenter (в новых версиях – IBM MDM Server for PIM).

Процессы взаимодействия СУОД со смежными системами были реализованы на платформе IBM WebSphere Process Server.

Схема информационных взаимодействий СУОД показана на рис. 1.

В ИСП осуществляется вся оперативная работа процесса материально-технического обеспечения (МТО), важнейшим аспектом которого является интеграция с СУОД. Процесс приема и передачи заявок на изменение МТР, а также на заведение нового МТР полностью автоматизирован. Интеграционное решение построено таким образом, что процесс МТО не может продолжаться, пока все МТР не будут проверены на соответствие справочнику МТР в СУОД.

В решение были интегрированы вспомогательные программные продукты:

  • MEXSY Expert, в функционал которого встроена поисковая машина, используемая для автоматизированного поиска дублей в записях справочника МТР;
  • «Технорма/Документ», содержащий базу данных актуальных ГОСТ и других официальных НТД, а также позволяющий накапливать собственную базу данных (ТУ и др.).
Схема корпоративной информационной системы, созданной в Коммерческом центре на основе СУОД, показана на рис. 2.

1.jpg

Результаты проекта

Сегодня СУОД успешно эксплуатируется в Топливной компании «ТВЭЛ». СУОД продолжает развиваться силами специалистов АО «Промышленные инновации».

Справочник МТР содержит по состоянию на май 2011 года 170 тысяч уникальных записей. Ежегодный прирост записей по стабильно работающим предприятиям достигает 30%.

Более чем на 60 предприятиях Топливной компании установлено около 1000 рабочих мест СУОД. Ведение СУОД осуществляют специалисты отдела НСИ (10 человек).

В настоящее время специалисты заказчика, эксплуатирующие СУОД, в значительной степени независимы от внешнего разработчика.